От абака до компьютера

КТО ИЗОБРЕЛ КОЛрСО?


В истории науки открытия встречаются не так уж часто. Поэтому настоящей сенсацией стал доклад докто­ра Франца Гаммера на семинаре по истории математи-

37.

ки в Научно-исследовательском математическом инсти­туте Обервольфаха (ФРГ) в 1957 году.

Более 300 лет считалось, что автором первой счетной машины является Блез Паскаль. Правда, иезуит Иоганн Цирман в своей книге «Disciplinae mathematicae» (1640) писал о счетной машине, которую он якобы изо­брел, изготовил и успешно демонстрировал во время своих лекций в Амстердаме и Левене. Однако машину отца Иоганна никто не видел, и пальма первенства бе­зоговорочно отдавалась Паскалю.

Гаммеру удалось показать, что проект первой счет­ной машины был создан по меньшей мере на два десятилетия раньше, чем колесо Паскаля, а сама ма­шина была (предположительно) изготовлена в середине 1623 года.

История этого открытия такова.

Работая в городской библиотеке Штутгарта, дирек­тор Кеплеровского научного центра доктор Гаммер об­наружил фотокопию эскиза неизвестной ранее счетной машины *. Ему удалось установить, что этот эскиз пред­ставляет собой отсутствующее приложение к опублико­ванному ранее письму к Кеплеру профессора универ­ситета в Тюбингене Вильгельма Шиккарда. В письме от 25 февраля 1624 года Шиккард, ссылаясь на чертеж, описывает внешнее устройство придуманной-им счетной машины, которую он назвал «часами для счета» (рис. 17): «...ааа—верхние торцы вертикальных ци­линдров, на боковых поверхностях которых нанесены таблицы умножения; цифры этих таблиц при необходи­мости могут наблюдаться в окнах ввв скользящих пла­нок. К дискам ddd крепятся изнутри машины колеса с десятью зубьями, каждое из которых находится в таком зацеплении к себе подобным, что если любое правое ко­лесо повернется десять раз, то находящееся слева от не­го колесо сделает один поворот или, если первое из упо­мянутых колес сделает 100 оборотов, третье слева колесо повернется один раз. Для того чтобы зубчатые колеса вращались в одном и том же направлении, необходимо иметь промежуточные колеса...
Цифры, которые имеются на каждом колесе, могут наблюдаться в отверстиях ссс среднего выступа. Наконец, на нижнем выступе имеются вращающиеся гЬловки еее, служащие для записи чисел,

* Оригинал хранился в архиве Кеплера, находящемся в Пул­ковской обсерватории близ Ленинграда.

38

которые появляются при вычислениях — они видны в отверстиях fff...»



Теперь стало более понятным другое письмо Шиккар­да Кеплеру (от 20 сентября 1623 года), на которое преж­де исследователи обращали мало внимания. В нем Шиккард сообщал, что осуществил механически то, что Кеплер делал алгебраически. Он сконструировал маши­ну, состоящую из 11 полных (десятизубых.— Авт.) и 6 неполных (однозубых.—Авт.) колес. Машина сразу и автоматически проделывает сложение и вычитание, умножение и деление. Кеплер был бы приятно удивлен, пишет Шиккард, если бы увидел, как машина сама на­капливает и переносит влево десяток или сотню и как она отнимает то, что держит в уме при вычитании...

Гаммеру удалось обнаружить еще один чернильный набросок машины Шиккарда и письменные указания ме­ханику Вильгельму Пфистеру, изготовлявшему машину, а также собрать некоторые биографические сведения об ученом.

Вильгельм Шиккард (1592—1636) появился в Тю­бингене в 1617 году как профессор кафедры восточных языков местного университета. В том же году он всту­пает в переписку с Кеплером и рядом немецких, фран­цузских, итальянских и голландских ученых по вопросам астрономии. Заметив в 25-летнем ученом незаурядные математические способности, Кеплер настоятельно сове­тует ему заняться математикой. Последовав этому сове­ту, Шиккард достиг больших успехов на новом попри­ще, и в 1631 году занял кафедру математики и астроно­мии. В 1636 году Шиккард и его семья погибли от хо­леры. Труды ученого были забыты в смутное время Тридцатилетней войны.

Следуя найденным Гаммером материалам, ученые Тюбингенского университета в начале 60-х годов по­строили действующую модель машины Шиккарда (рис. 20).



Машина была десятичной, 6-разрядной. На каждой из 6 парал­ лельных осей располагались: гладкий диск с 10 отверстиями (уста­новочное колесо; одно из отверстий метилось белой точкой, озна­чавшей нулевое отверстие, начало отсчета), зубчатое (счетное) ко­лесо с 10 зубьями, цилиндр с цифрами на боковой поверхности и однозубое колесо. Ниже этого ряда располагался другой цилиндр, состоявший из 5 параллельных осей, на каждой из которых сидела десятизубая шестеренка (триб). Она находилась в постоянном за­цеплении с десятизубым колесом левого (старшего) разряда и могла

39

поворачиваться однозубым колесом, расположенным справа. Это однозубое колесо выполняло роль механизма передачи десятков, шестеренка же была промежуточным элементом, благодаря которо­му все счетные колеса вращались в одну сторону. Для работы с числами, чья сумма превышала миллион, Шиккард предлагал ис­пользовать предметное представление: каждая единица 7-го разря­да отмечалась колечком, которое надевалось на палец левой руки.

Вычитание выполнялось вращением установочных колес в об­ратном направлении, так как механизм передачи десятков был рс-версивньЙИ.

Кроме суммирующего механизма, в машине Шиккар-да имелось множительное устройство, расположенное в верхней, вертикальной, части машины и представлявшее собой неперовские палочки, свернутые в цилиндр (о них речь будет идти в следующей главе).

Была ли построена машина Шиккарда при жизни ее изобретателя? К сожалению, на этот счет нет досто­верных сведений. Из упоминавшегося выше письма Шик­карда от 25 февраля 1624 года следует, что один на­половину готовый экземпляр машины, находившийся у механика Пфистера, сгорел во время трехдневного пожа­ра, «поэтому я пишу тебе, чтобы отвести душу, так как переживаю потерю очень тяжело и не имею времени быстро создать новую машину»,— добавляет Шиккард.

На вопрос, использовал ли Паскаль в своей арифме­тической машине идеи Шиккарда, следует ответить отри­цательно.


Документы говорят о том, что никаких све­дений о счетной машине 1623 года не дошли до науч­ных кругов Парижа *, и, следовательно, Паскаль был полностью независим в своем изобретении. Некоторые элементы (в частности, способ ввода чисел в машину) у Шиккарда и Паскаля в принципе идентичны, однако основной узел машины — механизм передачи десятков — выполнен у Шиккарда значительно проще и надежней. Впоследствии шиккардовский способ передачи был пе­реизобретен другими; он встречается в счетных машинах значительно чаще, нежели паскалевский.

Вероятно, Вильгельма Шиккарда следует считать од­ним из предшественников механизации счета, но не изо­бретателем счетной машины, так как его машину никто не видел, распространения она не получила и в отличие от машины Паскаля влияния на'последующее развитие механизации счета не оказала.          -

* Ни Шиккард, ни Кеплер впоследствии не возвращались в сво­ей переписке к вопросу о механизации счета.

40


Содержание раздела