Персональный компьютер, или Азбука PC для начинающих

? ?Электронная плата обработки


- посылает в дисплей сигналы управления яркостью лучей и сигналы развертки изображения. За эти годы использовались следующие типы адаптеров:

  • MDA (Monochrome Display Adapter) - монохромный адаптер, применяемый в первых PC. Режим - только текстовой, ... монохромный, 4 цвета реализуются атрибутами знакоместа: обычный, подсвеченный, подчеркнутый, инверсный.

  • MGA (Monochrome Graphics Adapter) - монохромный графический адаптер, графическое расширение MDA, обеспечивается режим 720x350 с двумя битами на пиксел. Иногда называют Hercules Graphics Adapter (HGC, Hercules Graphic Controller).
  • CGA (Color Graphics Adapter), цветной графический адаптер. Первая графическая система PC. Режимы - текстовой и графический, разрешение низкое, особенно по вертикали.

  • EGA (Enhanced Graphics Adapter), улучшенный (расширенный) графический адаптер. Режимы - текстовой и графический, кроме собственных видео-режимов поддерживает режимы MDA и CGA.

  • PGA (Professional Graphic Adapter), профессиональный графический адаптер с процессором трехмерной графики. Появился в 1984 году и не прижился из-за высокой цены.

  • MCGA (Multi Color Graphics Array), блок видеосистемы на системной плате PS/2. Поддерживаются режимы CGA и другие.

  • VGA (Video Graphics Array), видеографическая матрица. Появился как блок видеосистемы на системной плате PS/2, затем стал самостоятельным стандартным адаптером. Режимы: текстовой и графический. Поддерживает режимы MDA, CGA, EGA и дополнительные... Обеспечивает 256 цветов на экране из палитры 262144 цветов или 64 градации серого. Адаптеры различных производителей могут различаться на аппаратном уровне, совместимость обеспечивается на уровне BIOS-а.

  • IBM 8514/A display adapter - адаптер для шины MCA PS/2. Превосходит VGA по разрешению, имеет аппаратную поддержку многих функций. Все преимущества реализуются только с монитором IBM 8514.

  • XGA, XGA-2 (eXtended Graphics Array), высокопроизводительные 32-битные адаптеры. Хорошо сочетаются с монитором IBM 8514.

  • SVGA (Super Video Graphics Array), видеографическая матрица высокого класса, превосходят VGA по разрешению (от 800*600 и выше) и/или количеству цветов (True Color 16-32 млн цветов).


    Является стандартом среди видео-карт с 1992 года. В режимах VGA эти адаптеры стандартизированы, на более высоком разрешении взаимной совместимости на уровне регистров нет.


  Основными составляющими видеокарты являются:
  1. Видеопамять. В ней хранится изображение. Ее объем определяет максимально возможное разрешение. Разрешение характеризуется тремя составляющими: по горизонтали, по вертикали и количеством возможных цветов точки. Объем, Мбайт: 0,5-1-2-4-8 (устар.), 16-32 (2000-2001гг.), 64-128 (2002 год), 256 (планы). Пример формулы расчета min-a количества видео-памяти:
      ( 1024 x 768 x 16 ) / 8.388.608 = 1,5 Мб
Т.е. объем видео-памяти, необходимый для работы на выбранном разрешении = умножению количества точек по вертикали и горизонтали друг на друга, а произведение умножить на глубину цвета в битах; затем биты перевести в мегабайты.
  2. Контроллер видеоизображения. Выхватывает изображение из памяти, обрабатывает запросы центрального процессора, формирует видеосигналы.
  3. Цифpоаналоговый пpеобpазователь. Преобразует поток данных, поступающих от контроллера, в цветовые уровни, подаваемые на монитор.
  4. Video R0M (ПЗУ). Служит для хранения видео-BIOS-а, экранных шрифтов и прочей, необходимой для первоначального запуска адаптера, информации.
    Hа многих новых каpтах устанавливаются электpически пеpепpогpаммиpуемые ПЗУ (EEPROM, Flash ROM), допускающие пеpезапись этой информации самим пользователем под упpавлением специальной пpогpаммы. В системах автоматизированного проектирования, издательских системах используются специальные типы видео-адаптеров. Все видеокарты выпускаются для одной из трех :
    · IDE (устарев.)
    · PCI (Peripheral Component Interconnect)

    · AGP (Accelerated Graphic Port)

  В последние годы абсолютное большинство выпускаемого - для шины AGP. Стандарт на AGP был разработан фирмой Intel чтобы, не меняя сложившийся стандарт на шину PCI, ускорить ввод/вывод данных в видеокарту и увеличить производительность ПК при обработке трехмерных изображений.



Шина PCI имеет тактовую частоту 33 MHz и 32 разряда данных, поэтому может пропустить до 132 мегабайт в секунду. (33.000.000х4байта). AGP имеет частоту шины 66/100 MHz и 32 разряда данных. В стандартном режиме она может пропустить до 266 Mb/c (66.000.000 х 4 байта). Возможность передавать данные, используя как передний, так и задний фронт синхро-сигнала, получила название AGP 2x. Новые видеокарты поддерживают режимы AGP 4x, AGP 8x. Но AGP-видеокарты больше загружают центральный процессор во время работы и потому более требовательны к его частоте. Далеко не все графические платы AGP обладают равноценными функциональными возможностями, ибо спецификация AGP не требует обязательной поддержки всех ее функций. Кстати, решение обычных офисных задач вполне могут обеспечить PCI-карты.
  Видеокарты производит огромное количество производителей. Торговые марки популярных в РФ выделены синим цветом:


[ 3Dlabs ] [ 3dfx ] [ Abit ] [ A0pen ] [ Asus ] [ ATi ] [ Alliance ] [ Apollo ] [ Appian Graphics ] [ Apple ] [ Axle ] [ Butterfly ] [ Canopus ] [ Chaintech ] [ Cirrus Logice ] [ Compaq ] [ Creative Labs ] [ DFI ] [ Daytona ] [ Diamond ] [ Digital PowerStorm ] [ Eagle ] [ Eline ] [ Elitegroup ] [ Elsa ] [ EVI ] [ ExpertColor ] [ GA ] [ Gainward ] [ GeForce ] [ Gigabyte ] [ Guillemot ] [ Hercules ] [ Innovision ] [ Intel ] [ Jaton ] [ Jetway ] [ Kyro ] [ Leadtek ] [ Lucky Star ] [ Manli ] [ Matrox ] [ Maxtor ] [ Mercury ] [ Microstar ] [ Miracle Business ] [ Number Nine ] [ nVidia ] [ Palit ] [ Pine ] [ Pixel View ] [ PowerColor ] [ Radeon (ATI)] [ Realtek ] [ Riva ] [ S3 ] [ Siluro (Abit)] [ SiS ] [ Sparkle ] [ STM ] [ Suma ] [ SumaPlatinum ] [ Super Grace ] [ Tekram ] [ Trident ] [ Tornado (Innovision)] [ Twin ] [ Vanta ] [ Video Logic ] [ VideoExcel ] [ Volkano ] [ WinFast (Leadtek)] [ Wonder (Jetway)]


  Примечание: GA - GIGABYTE, STM - STMicroelectronics, STB куплено 3dfx, SG - SuperGrace, IXMICRO - бывшая Integrated Micro Solutions.

  И это множество производителей видеокарт применяют совсем небольшое количество чипсетов. Известные производители графических чипсетов:


  • линейка от nVidia: NV1, Riva128/Riva128ZX, RivaTNT, RivaTNT2, RivaTNT2 Ultra, Riva TNT2 M64, Riva TNT2 Vanta, GeForce256, GeForce2GTS, GeForce2, GeForce2MX, GeForce3, GeForce4, Quadro 2 mxr, Quadro 2 pro, Quadro DCC, Quadro4 900XGL, Quadro4 750XGL, GeForce4 Ti 4400, GeForce4 Ti 4600. Чип имеет 32-битные цвет (основной козырь) и 24-битный Z-buffer. Стратегия выпуска новых чипов - новый чип каждый полгода. Сейчас nVidia - лидер рынка, но в ее планах увеличивать производительность чипа, не внося существенных изменений...
  • линейка от 3Dfx Iteractive: Voodoo Graphics, Voodoo Rush, Voodoo2, Voodoo Banshee, Voodoo3 2000, Voodoo3 3000, Voodoo3 3500, Voodoo3 500 Velocity, Voodoo3 4000, Voodoo4 4500, Voodoo5 5000, Voodoo5 5500, Voodoo5 6000. У 3Dfx самый высокий филлрейт, самый быстрый алгоритм просчета дельты, но почти все не работают в 32-битном цвете. Стратегия выпуска новых чипов - в течение года выпускается два продукта - один для долгосрочной перспективы и один дешевый, для текущих продаж. На сегодня чипы устарели, плюс банкротство 3dfx... Хотя 3dfx купила 3D-графическую компанию Gigapixelа и все ее разработки будущего по тайловой архитектуре. Хорошее наследство.
  • линейка от S3: Virge, ET4000, ET6000, ET6100, Savage 4, Savage 4GT, Savage 4 Pro. На сегодня компания сосредоточилась на видео для ноутбуков и видео, интегрированных в чипсет материнских плат.
  • линейка от ATI: 3D Rage Pro, 3D Changer, Xpert&Play, Trident 9750, Rage 128, FireGL2, FireGL 8800, Radeon 8500/8500LE. На сегодня канадцы - единственный конкурент nVidia.
  • линейка от Matrox: Matrox G200, Matrox G400, Matrox G450, Matrox G500, Matrox G550. Matrox пока нацелен на видеокарты для САПР и издательских систем.
  • прочие: Intel740, Savige 3D, Verite1000, Verite2100, Verite2200, Permedia, Permedia 2, 3DLabs Wildcat II 5000.


  Из истории: в чипе NV1 компания nVidia использовала технологию кривых поверхностей третьего порядка (!), но проиграла направление развития Microsoft-у (библиотека Direct3D), внедрявшему технологию треугольников. Как всегда - Microsoft загубила хорошее...
  Основная болезнь рынка нынешних видеокарт - узкая полоса пропускания шины данных. Пример: чип GeForce2GTS работает на 38% от реальной мощности при полной загрузке чипа, а остальные 62% "срезаются" узкой полосой пропускания шины памяти).
  Любой современный видео-чип позволяет изготовителю видеокарты сильно варьировать ее характеристики - как путем установки различных компонентов, так и путем программирования самого чипа. Итог - скорость и качество работы видео-карты будет зависеть от мощности графического чипа, качества сборки и наличия нормальных драйверов от производителя видеоадаптера.

  ·


Содержание раздела